|
Газета приводит примеры ситуаций на дорогах, когда непонятно, на кого возложить автогражданскую ответственность.
Известия,
1 сентября 2003 г.
Правила движения. Кто несет гражданскую ответственность за ущерб в ДТП 4817 просмотров
По данным ГИБДД, количество ДТП год от года растет. И пока страхование гражданской ответственности, как добровольное, так и обязательное, в сумме охватывает не более 10% владельцев машин, всякий раз встает вопрос: на кого возложить эту самую гражданскую ответственность? Ситуации, в которые попадают наши читатели, свидетельствуют, что дать правильный ответ на этот вопрос затрудняются не только участники ДТП, но и сотрудники правоохранительных органов.
Вот типичная история, рассказанная нам Анатолием Эпштейном из Москвы:
- На даче попросил соседа отвезти мою жену на моем автомобиле на станцию. Сам сесть за руль не мог, так как был выпивши, но сел в машину вместе с соседом и женой. При выезде на шоссе сосед столкнулся с иномаркой и был признан виновником ДТП. Кто должен возмещать ущерб за поврежденную иномарку? В ГАИ сказали, что гражданская ответственность целиком на мне, так как у соседа не было доверенности на управление моей машины. Так ли это? Ведь правила разрешают управлять машиной тем, кто имеет водительские права, в том случае, когда владелец машины находится в салоне автомобиля.
Правила дорожного движения это действительно разрешают. Поэтому административная ответственность за ДТП и уголовная ответственность, если в результате ДТП произойдет несчастный случай, действительно лежит на водителе машины. Но что касается обязанности возместить ущерб, то ситуация иная. Так как владелец находился в машине, она не выбывала у него из владения, значит, именно он на основании ст.1079 ГК РФ и несет ответственность за вред, нанесенный имуществу и здоровью третьих лиц.
А вот более сложный вопрос. А если за рулем сидит владелец машины на основании доверенности, а собственник сидит рядом? Такое случается очень часто. Например, владельца машины возит его сын, управляющий машиной по доверенности, или просто шофер. Кто в этом случае возмещает ущерб в ДТП? Здесь мы уже имеем разные толкования закона. Если водитель управлял машиной по доверенности, т.е. она находилась в его законном владении, то он и несет гражданскую ответственность.
Но что делать, если в машине два владельца: один на основании доверенности, а второй на праве собственности или другой доверенности? Практика показывает, что в этом случае возможны три варианта в решении вопроса о гражданской ответственности. Первое решение: ответственность лежит на владельце, который сидел за рулем. Второе: она лежит на собственнике машины, который находился в салоне автомобиля. И, наконец, оба владельца машины несут солидарную ответственность. К сожалению, закон позволяет применять все три варианта толкования.
А вот еще одна история. Тимур Наскулов из Северодвинска: "Сын взял мою машину без спроса, без доверенности и попал на ней в аварию. Суд решил, что вред должен возмещать я. Законно ли это?"
Здесь действует такое правило. Если собственник машины права управления водителю не передавал, то ответственным будет сам собственник, если только он не докажет, что транспортное средство выбыло из его обладания помимо его воли. Например, хозяин машины немедленно заявил о том, что его автомобиль был угнан, хотя бы и его собственным сыном. В таком случае лицо, неправомерно завладевшее транспортным средством, приравнивается в отношении ответственности за причиненный вред к владельцу машины. Но даже в случае заявления в милицию об угоне суд может возложить часть вины на собственника машины, справедливо полагая, что за машиной надо лучше следить. В случае "семейных" угонов так обычно и бывает. Детей надо воспитывать.
Вся пресса за 1 сентября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 декабря 2025 г.

|
|
Дейта, Владивосток, 3 декабря 2025 г.
Приморье вышло из антирейтинга по ОСАГО

|
|
YakutiaMedia, Якутск, 3 декабря 2025 г.
Суд заставил страховщиков вернуть якутянину почти миллион

|
|
Деловой Петербург, 3 декабря 2025 г.
«Эффект Долиной» спровоцировал бум продаж полисов титульного страхования

|
|
Коммерсантъ, 3 декабря 2025 г.
Заемщиков задело за живое

|
2 декабря 2025 г.

|
|
cbr.ru, 2 декабря 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
BFM.Ru, 2 декабря 2025 г.
Суд оставил в силе взыскание 404 млн руб. с владельцев танкеров «Волгонефть»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
Страховщики Гонконга урегулируют претензии после смертоносного пожара в жилом комплексе

|
|
Восток-Телеинформ, Улан-Удэ, 2 декабря 2025 г.
В Бурятии часть автомобилистов предлагают отменить ОСАГО из-за низкой суммы страховых выплат

|
|
Газета.Ru, 2 декабря 2025 г.
Автоэксперт рассказал о возможном повышении цены на полис ОСАГО

|
|
Инвест-Форсайт, 2 декабря 2025 г.
Стартапы недооценивают страхование

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
Альтернативные инвестиции теперь играют центральную роль в страховых портфелях

|
|
Мой Брянск, 2 декабря 2025 г.
Почему Hyundai и Kia остаются главной целью угонщиков

|
|
ТурДом, 2 декабря 2025 г.
Страховщики готовы платить пассажирам за «ковры» в аэропортах

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
«Трёхсторонний диалог» формирует доверие на рынке и улучшает урегулирование претензий

|
|
Авторадио, 2 декабря 2025 г.
Россияне массово жалуются на нарушение сроков ремонта авто по ОСАГО

|
|
Фонтанка.ру, Санкт-Петербург, 2 декабря 2025 г.
В Петербурге чиновники, депутаты и губернатор смогут лечиться по ДМС

|
|
Коммерсантъ онлайн, 2 декабря 2025 г.
Вступило в силу решение о взыскании расходов Морспасслужбы при ЧС с танкерами

|
 Остальные материалы за 2 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|